Дети Божьи и дети дьявола
Дети Божьи и дети дьявола
Введение
Один из самых распространенных способов мошенничества является подделывание денежных купюр. Раньше, когда не было специальных счетных машин, миссия по выявлению поддельных банкнот возлагалась на особую группу людей. Для этого, они часами изучали не поддельные банкноты, а настоящие деньги. Со временем они настолько хорошо изучали подлинные деньги, что могли выявлять подделку просто взяв ее в руки и немного посмотрев на нее.
В отрывке 1Иоанна 2:29-3:1-10 апостол переходит к новой теме – распознанию детей Божьих и детей лукавого. Этот текст предупреждает также и нас сегодня, что в мире есть много поддельных христиан. Они выглядят как настоящие, они находятся среди верующих людей в церкви, но по своей сути, являются «детьми дьявола». Ключевой текст этого отрывка это 3:10: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, рано и не любящий брата своего».
Интересно заметить, что как одних, так и других апостол описывает с помощью причастий, для того чтобы передать их подлинную сущность. Например, настоящий христианин – это «делающий правду» (2:29) и «имеющий надежду» на 2-е Пришествие Христа (3:2). Тогда как, поддельный христианин – это «делающий грех» (3:4), «не делающий правды» и «не любящий брата своего» (3:10).
Когда вы читаете стихи 6 и 9, то складывается впечатление, что они противоречат стихам 1Иоан. 1:8-9. «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (3:6). И: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха … и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (3:9). Скажите, кто из вас не делает греха? С другой стороны, в 1Иоан. 1:8 написано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это также подтверждает и ап. Иаков «все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Нам ближе 1Иоан. 1:8 и Иак. 3:2, чем 1Иоан. 3:6,9. Но истина в том, что эти тексты не противоречат друг другу, и наша задача заключается в том, чтобы разобраться в них.
Открыв Евр. 11 гл. и прочитав представленный там список героев веры, мы вскоре убедимся, что все они грешили. Авраам солгал о своей жене (Быт. 12:10-20). Моисей вышел из себя и ослушался Бога, когда ударил несколько раз жезлом в скалу (Числ. 20:7-13). Ап. Петр трижды отрекся от Христа (Матф. 26:69-75). Даже у Варнавы с Павлом были определенные разногласия в служении (Деян. 15:37-40). Однако, грех не был постоянной практикой их жизни. Он был, скорее, необычным инцидентом в их жизни, чем образом жизни. Когда они согрешали, тут же просили у Бога прощения.
Лжехристианин отличается тем, что живет жизнью привычного греха. Он даже не задумывается над тем, что совершил грех сегодня, или вчера. Он не прикладывает сил, чтобы бороться с ним. Более того, у него нет даже ресурсов, чтобы одолеть этот грех. Почему? Да потому, что этот ресурс во Христе. Только Христос посредством Святого Духа дает все необходимые силы для борьбы с грехом.
Текст: 1Иоан. 2:29-3:3
В этом тексте мы видим четыре характеристики детей Божиих, которые отличают их от детей лукавого. Это тест для проверки нашей веры. Дети Божьи имеют праведную природу (2:29) Дети Божьи чужды этому миру (3:1) Дети Божьи будут преображены в образ Христа (3:2) Дети Божьи живут очищающей надеждой (3:3) Дети Божьи имеют праведную природу (ст. 29)
Первая характеристика Божьих детей заключается в том, что они обладают той же природой, что и Бог. Конечно, здесь речь не идет о том, что мы боги. Бог является совершенным Существом, обладающим такими характеристиками, которыми человек никогда не будет обладать. Например, Бог – вечен. А человек имеет свое начало. Бог имеет жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26), тогда как человек в своем бытии полностью зависим от Бога. Ап. Павел пишет, что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Бог всемогущий (Исх. 6:3), человек же слаб и немощен (Ис. 40:6-8). Бог – бессмертен, человек же умирает и возвращается в тление (Пс. 89:4). Бог есть чистый дух, а человек есть плоть, хотя и имеет также нематериальную составляющую. Бог – Вездесущий, человек же ограничен пространством и временем. И этот список сравнений мы можем продолжать до бесконечности. Это так называемые «непередаваемые» атрибуты Бога. Они присущи исключительно Богу.
Однако, некоторые качества Божьей природы передаются и людям. Например, Бог Премудрый, человек также обладает мудростью; Бог милостив, человек также обладает милостью (Матф. 7:11), Бог справедлив, человеку также свойственно чувство справедливости. Это те атрибуты Божьей природы, которые передаются и человеку. Вот почему Писание призывает нас «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Если посмотрим выше на контекст в Ефес. 4:32, то мы поймем, чему именно мы должны подражать Богу: «Но будьте добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Богу во Христе прости вас». Итак, мы должны подражать Богу, в благости, сострадании и прощении, так как все это Он явил нам во Христе.
Итак, когда Писание говорит, что дети Божьи обладают той же природой, что и Бог, оно подразумевает «передаваемые» атрибуты, такие как благость, нравственная чистота, милосердие и праведность. В нашем случае речь идет о праведности.
Ап. Иоанн начинает с утверждения «Если вы знаете, что Он праведник» (ἐὰν εἰδῆτε ὅτι δίκαιός ἐστιν). Он обращается к их ясному пониманию того факта, что Бог обладает праведной природой. Слово «праведник» обозначает того, кто полностью соответствует тому, что называется правильным и справедливым как в характере, так и в поступках. Говоря о том, что «Он праведник» Иоанн подразумевает Бога-Отца, так как дальше сказано, что делающие праведность «рождены от Него». В этом послании несколько раз говорится о том, что верующие «рождены от Бога» ср. 3:9; 4:7; 5:1, 4. В Иоанна 3:8 сказано, что верующий «рожден от Духа», но нигде не сказано, что он «рожден от Христа». В 3:1-2 верующие прямо названы «детьми Божьими», и сказано, что Отец дал им эту любовь.
Писание учит о Боге, что Он праведен во всех путях: законах, обетованиях, судах и делах
Фараон это признал, когда сказал Моисею: «Господь праведен, а я и народ мой виновны» (Исх. 9:27). Моисей в конце своей жизни научал свой народ: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Когда Ровоам отступил от Божьего Закона, и начал делать зло в Божьих глазах, тогда Бог послал на него Сусакима, египетского царя с войском против Иерусалима. И после этого сказано: «И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь!» (2Пар. 12:6). Священник Ездра, когда узнал, что израильтяне вступают в смешанные браки с язычниками, разодрал свои одежды и с утра до вечера стоял на коленях пред Господом в покаянии за народ. Он говорил: «Неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения? Господи Боже Израилев! Праведен Ты» (Ездр. 9:14-15). Что-то похожее говорил и Неемия, молясь Богу о народе: «Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны» (Неем. 9:33).
Таким образом, мы видим, что Бог является праведным во всех Своих решениях, поступках и делах. Ему чуждо двоедушие и лицемерие. Он – праведен.
Однако, Писание говорит, что и Христос тоже – Праведник
Ап. Иоанн пишет выше: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан. 2:1-2). Ап. Петр: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1Петр. 3:18).
Христос по своему характеру и делам полностью соответствует божественному стандарту. Он всегда поступает честно и справедливо. Ему также чуждо двоедушие и лицемерие. Он нравственно чист и безупречен.
Иоанн пишет далее, «знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (γινώσκετε ὅτι καὶ πᾶς ὁ ποιῶν τὴν δικαιοσύνην ἐξ αὐτοῦ γεγέννηται). Итак, верным признаком рождения свыше является праведность в поведении и словах. Несмотря на то, что в русской библии слово «знайте» стоит в повелительном наклонении, его лучше перевести как «вы знаете». И здесь полезно будет сделать несколько важных наблюдений. Во-первых, эта истина верна в отношении каждого истинно верующего. Если ты христианин, то ты не можешь жить вне пределов праведности. Утверждение: «Всякий, делающий правду», - дает понять, что это касается всех без исключения.
ПРАКТИЧ: дети наследуют черты характера своих родителей. Таков незыблемый закон природы. В духовном отношении то же самое. Если ты стал Божьим детем, то ты унаследовали Его праведный характер. Я заметил, что мы больше всего похожи на своих родителей в старости. Когда проходят годы и мы достигаем жизненной зрелости, мы еще больше отражаем наших родителей, чем в юности. Точно так и в духовной жизни. По мере духовного возрастания Божий характер проявляется в нас все больше.
Во-вторых, праведность должна стать видимым признаком. Ее невозможно спрятать. Мы читаем: «Всякий, делающий правду». Акцент на слове «делающий», которое стоит в виде активного причастия, настоящего времени. Оно «означает не разовое действие, а уклад жизни, образ поведения, который характеризуется праведностью». Например, воровская жизнь характеризуется тем, что вор постоянно промышляет о том, чтобы что-то украсть. Или, например, специальность врача характеризуется тем, что доктор постоянно занят тем, чтобы лечить людей.
ПРАКТИЧ: так же и жизнь рожденного свыше христианина характеризуется честностью, нравственной чистотой и справедливостью. И это то, что нельзя утаить. Зажжённую свечу в темной комнате невозможно спрятать. Христос сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф. 5:14).
В-третьих, такая праведность является результатом, а не причиной рождения свыше. Праведное поведение не дает нового рождения, а является видимым свидетельством, что человек «рожден от Него». Как и в обычной жизни. Я ничего не мог сделать для того, чтобы родиться в этот мир. Но когда я родился, тогда видимым подтверждением новой жизни стали мои дела.
ПРАКТИЧ: добрые дела, праведное поведение, стремление к справедливости – все это не дает спасение. Среди атеистов есть много честных и нравственных людей. Однако все они отвергают истинного Бога. Их нравственность и честность есть результат хорошего воспитания и действия общей Божьей благодати. Однако эта нравственность относительна, и в зависимости от времени и ситуации может изменяться. Праведность же, о которой говорит Иоанн – это праведность, исходящая из природы Самого Бога. Это та праведность, в центре которой стоит Христос и Его слава. Но даже эта праведность не является причиной спасения, а всего лишь результатом новой жизни, полученной от Бога.
В-четвертых, рождение свыше началось в прошлом и его невозможно отменить. Слово «рожден» (γεγέννηται) стоит в прошедшем времени (перфект), которое описывает начало действия в прошлом, но, которое имеет непреходящие результаты в настоящем. В духовном рождении через Духа Святого мы соединяемся с Божьей вечной жизнью.
Ап. Иоанн пишет в 5:13: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Сущность вечной жизни заключается в том, что ее невозможно прервать. Она не состоит из звеньев цепи, которую можно разорвать. Земная жизнь не вечна, потому что подходит к своему концу. Вечная жизнь на то и вечная, что не имеет конца. Поэтому, рождение свыше невозможно отменить, аннулировать или прервать.
ПРАКТИЧ: если ты однажды пережил рождение свыше, ты уже не сможешь второй раз духовно умереть. Второй раз духовно умереть – значит быть исторгнутым из Христа, и отлученным от Божьей любви. Ап. Павел писал: «35 Кто отлучит нас от любви Божьей: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? … 38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь на может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35, 38-39). Если ты умер духовно второй раз, значит, ты никогда не имел вечной жизни.
Итак, первая характеристика, которую мы рассмотрели, говорит о том, что дети Божьи имеют праведную природу.
Каждый человек, который не равнодушен к своей духовной жизни, хоть один раз в жизни задавал себе вопрос: как мне узнать, рожден я от Бога или нет? Лучшим ответом на этот вопрос, послужит тот, который мы находим в 29-м стихе: «делающий правду, рожден от Него». Проверьте свое сердце и свою жизнь. Есть ли в ней это качество Божьего характера?
Дети Божьи чужды этому миру (3:1)
Это вторая характеристика детей Божьих. В 2:15-17 ап. Иоанн писал о том, как христианин должен относится к этой мирской, но греховной системе и к ее ценностям. Поскольку всегда есть соблазн принять ценности этого мира, христианину необходимо бодрствовать, чтобы не открыть свое сердце для принятия этих ценностей. Апостол указал на три причины, почему нельзя любить этот мир. Во-первых, кто любит мир, тот не имеет любви к Богу-Отцу; во-вторых, все, что в мире – не исходит от Отца; и, в-третьих, этот мир уже подходит к своему концу.
Теперь обращает внимание на то, как мир относится к детям Божиим – «мир не знает нас». Но прежде, чем перейти к описанию того, как мир реагирует на детей Божьих, он заостряет наше внимание на той великой и непостижимой Божьей любви, которая даровала нам усыновление.
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец…» (ἴδετε ποταπὴν ἀγάπην δέδωκεν ἡμῖν ὁ πατήρ,). Слово «смотрите» (ἴδετε) призывает нас с замиранием сердца и восхищением посмотреть на удивительную Божью любовь, которая сделала нас членами Божьей семьи. Эта привилегия нам оказана исключительно по Божьей благодати. Хотя здесь не используется привычное для нас слово «благодать» (χάρις), тем не менее идея благодати передается с помощью слова «дал» (δέδωκεν).
Далее ап. Иоанн больше разъясняет природу этого дара: «чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Из положения грешников, обреченных на осуждение, мы перешли в положение детей Божьих. Мы нисколечко не заслужили того, чтобы стать частью Божьей семьи. Бог усыновил нас потому, решил на нас явить величие Своей милости. И мы не просто называемся детьми Божьими, но и являемся таковыми – «и мы уже дети Божии» καὶ ἐσμέν).
В прологе к своему Евангелию ап. Иоанн пишет: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими». В послании к Галатам 4:4-6 мы читаем: «Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление. А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче! Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник через Бога» (Гал. 4:4-6). Последняя книга библии Откровение заканчивается таким словами: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7).
После этого, ап. Иоанн переходит к описанию того, как мир реагирует на детей Божьих: «мир не знает нас». Неверующие люди, руководимые законами мира сего, не имеют истинного представления о том, кто такие дети Божии. Они не понимают природу их рождения свыше, их ценности, их образ жизни.
ПРИМЕР: самое первое известное нам изображение распятия Христа, которое дошло до наших дней является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене Палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Алексамен поклоняется своему Богу». Очевидно, таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует то, как люди воспринимали Христа и Его последователей. – Мы для этого мира чужды. Он смотрит на нас как на безумцев.
Далее, ап. Иоанн указывает на причину, почему мир не знает нас – «потому что не познал Его». Это ссылка на первое пришествие Христа. В Иоанна 1:11 написано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли». Мир не понял и не принял наивысшего откровения Бога о Себе в Своем Сыне.
Сейчас мы живем в такое время, когда атеизм становится религией так называемого большинства развитого общества. Например, западная Европа исповедует атеизм как «лучшее» мировоззрение в сравнении с христианством. Однако, люди отвергают Христа не потому, что они атеисты. Мы видим, что во время первого пришествия Христа, мир был религиозным. И тем не менее, он не принял Христа. Люди возненавидели и отвергли Христа.
ПЕР. ТЕКСТ: Иоанна 15:18 «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.»; Иоанна 16:2 «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. 3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.»
Поэтому, ап. Иоанн говорит, то, что мир отвергает вас, свидетельствует, что вы на самом деле принадлежите к Божьей семье.
ПРАКТИЧЕСКИ
Если мы отождествляем себя со Христом, то должны быть готовы нести Его поругание и позор. Мир не примет нас, потому что не принял Христа. Если мы духовные братья и сестры Христа, то нас также будут ненавидеть. Мы не должны искать признания со стороны этого мира. Мы для него – инородное тело. Мир никогда не примет нас, потому что мы принадлежим к той категории людей, которые воспринимаются этим миром как безумцы. Ап. Павел писал в 1Кор. 4:10-13: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Поэтому, если мы будем «свои для мира», значит мы будем «чужие для Бога». Мы никогда не должны стремиться к тому, чтобы мир нас принял как своих. Иначе, мы потеряем свою соль. Сегодня многие христиане думают, что если они максимально приблизятся к миру, и будут похожи на него, то мир примет христианские ценности и станет последователем Христа. Но это большое заблуждение. Мартин Ллойд-Джонс писал: «наш Господь привлекал грешников вовсе не потому, что он был таким же, как они. Совсем наоборот! Грешники чувствовали Его неповторимость… Идея, что можно обратить людей в христианскую веру, показывая им, что они, по сути, мало чем отличаются от христиан, является глубочайшим заблуждением как с богословской, так и с психологической точки зрения».[1] Мы должны опасаться одобрения мира, а не желать. Испытывать ненависть мира сего неприятно, но в конечном итоге, это должно напоминать нам о том, что нас любит Бог. А это намного важнее, чем ненависть этого мира.
Итак, вторая характеристика Божьих детей заключается в том, что дети Божьи чужды этом миру. Мир их не понимает и даже иногда относится с ненавистью. Во втором стихе мы находим третью характеристику…
Дети Божьи будут преображены в образ Христа (3:2)
Мы уже много раз говорили о том, что спасение грешников включает в себя не только избавление их от вечного справедливого осуждения, но также и полное изменение их падшей, греховной природы.
ПРИМЕР: Спасение можно сравнить с ремонтом квартиры после пожара. Когда вы заходите в квартиру после пожара, то вашему взору открывается ужасная картина. Все вокруг разрушено. Кроме сажи, обгоревшей мебели и страшной вони вы ничего не видите. И теперь вам предстоит все привести в порядок. Сначала вы выносите из каждой комнаты весь мусор. После меняет двери и окна. Затем моете и обрабатывает потолки и стены. Накладываете штукатурку, клеите обои. Если нужно, меняете сантехнику. После, переходите к полу. Меняете паркет, или кладете плитку. Когда все готово, тогда завозите новую мебель. То же самое происходит и с нашей греховной природой. Бог дарит нам не только избавление от суда, но и восстанавливает падшую природу, уподобляя нас в образ Христа.
Ап. Иоанн пишет: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем». Он напоминает им еще раз о том, что они уже по положению являются детьми Божьими. Это факт, который уже произошел с ними после того, как Бог ввел их в Свою большую семью. Фраза «но еще не открылось, что будем» не ставит под сомнение наше усыновление. Апостол лишь говорит о том, что нам еще не открыто то, как мы будем выглядеть. Пока мы живем в этом мире, нам трудно представить себе то, какая слава откроется в нас в тот день.
ЦИТАТА: Лютеранский богослов Ленски пишет: «Божье дитя здесь и сейчас как алмаз, который внутри прозрачен и чист, но пока он не огранен и не сверкает своими гранями»[2].
Но это не значит, что у нас нет даже предположения о нашей будущей славе. Нашим образцом является Сам Господь Иисус Христос. Иоанн продолжает: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Несколько наблюдений по тексту:
Во-первых, слово «знаем», выражает твердую уверенность. Эта уверенность основана на характере Благой Вести, которую проповедовал апостол, а также на основании торжества победы Христа над смертью. Например, в 1Кор. 6:14 сказано: «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею». А во 2Кор. 4:14 Павел выражает эту мысль еще ярче: «…зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами». Во-вторых, нам не известна точная дата, когда это произойдет. Иоанн говорит, что это случится «когда откроется» Христос [ὅτι ἐὰν φανερωθῇ][3]. В истории церкви было множество людей, которые стремились предсказать день, когда придет Христос. Однако, нам не дано это знать. Бог утаил этот день, чтобы каждое поколение христиан имело мотивацию жить этой славной надеждой. В проповеди на Елеонской горе Христос сказал ученикам: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт» (Матф. 24:42). Поскольку мы не знаем, когда это произойдет, это побуждает нас к постоянному бодрствованию. В-третьих, в нашем прославлении мы «будем подобны Ему» [ὅμοιοι αὐτῷ ἐσόμεθα].[4] Изначальный Божий замысел заключался в том, чтобы мы были подобны образу Сына Его Иисуса Христа. Мы читаем в Рим. 8:29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями». Бог создает для Себя народ из подобных Христу людей. Церковь и есть это сообщество. И это великая и славная истина Евангелия. В кн. Откровение 21:2-3 Бог показал Иоанну как будет выглядеть этот народ: «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».
Бог уподобляет нас Христу не только в характере, но и по внешнему виду. Ап. Павел пишет, что Бог: «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филп. 3:21). Мы не станем богами, но мы будем «подобны» Христу в Его прославленной человеческой природе. Бог облечет нас в славу и бессмертие.
В-четвертых, мы своими глазами увидим Христа в Его славе. Ап. Иоанн говорит: «потому что увидим Его как Он есть». [ὅτι ὀψόμεθα αὐτὸν καθώς ἐστιν]. Встреча со Христом будет завершением нашего постепенного изменения. Тогда мы полностью освободимся от присутствия греха. До грехопадения люди были способны не грешить. После грехопадения люди стали не способны не грешить. После обращения ко Христу люди способны не согрешать. При встрече со Христом мы будем не способны грешить. Но самое большое блаженство будет заключаться в том, что «мы увидим Его как Он есть».
ЦИТАТА: Мэтью Генри пишет о том, что все увидят Христа, но по-разному: «
Дети Божьи живут очищающей надеждой (3:3)
ПРИМЕР: «. – Вы знаете, дети Божьи – это те, кто постоянно живут очищающей надеждой.
Возрождение к новой жизни приносит с собой живую надежду на будущее. В будущем нас ожидает встреча со Христом. Однако, мысль об этом вдохновляет нас и в настоящем. Понимание того, что нам предстоит явиться перед Христом, должно стимулировать нас к определенному образу жизни сейчас. Выше в 2:28 апостол пишет: «…дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Чтобы не быть постыженным, но смело смотреть на Христа, нам нужно пребывать в Нем. Однако, кто-то из нас будет постыжен в пришествие Христа.
Верные дети Божьи живут очищающей надеждой. Мы читаем: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (ст. 3). О каком очищении идет речь?
Прежде всего, здесь речь идет о нашем освящении. Писание этот процесс называет разными способами… Но здесь ап. Иоанн называет это «очищением». Грех – это духовная грязь, которая прилипла к нашей душе. И от нее теперь нужно очиститься. Христос сказал, что то, что исходит из уст человека, то и делает его нечистым, потому что исходит из самого сердца (Марк. 7:20-23). Начальный этап очищения Бог совершает в момент возрождения. Ап. Петр пишет: «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Петр. 1:22). Такое начальное очищение – необходимое условие для дальнейшего личного самоочищения в каждом дне. Во-вторых, побуждающей силой к этому очищению является надежда на встречу со Христом – «И всякий, имеющий сию надежду на Него». Верующий человек – это тот, кто живет постоянно мыслью о встрече со своим Господом. Его больше всего интересует то, чтобы быть чистым от греха перед лицом Своего Господа. Это является его главнейшим приоритетом. Во свете всего этого все житейские заботы отходят на задний план. Однажды очищенный, он теперь жаждет этой чистоты. О чем вы больше всего думаете? Живете ли вы ожиданием Пришествия Христа. Наполнено ли ваше сердце неудержимым желанием быть чистым от всякого порока и греха? Сегодняшнее христианство потеряло свою силу, потому что перестало жить ожиданием Христа. В-третьих, объектом очищения должен быть лично мое сердце. Ап. Иоанн пишет: «И всякий, имеющий надежду на Него, очищает себя…». Часто так бывает, что мы больше заинтересованы в святости тех, кто нас окружает, нежели в своей святости. Но текст говорит, что приоритетом этой чистоты должно стать мое сердце. Как запачканному рабочему после работы нужно с мочалкой и мылом отмыть грязь и смыть ее водой, так и верующий должен применить данные Богом средства очищения от моральной скверны, нанесенной за день.
Эти средства: вера в Евангелие, исповедь, Слово Божье, общение друг с другом. Итак, Писание учит, что приоритетом в очищении должны стать наши собственные души, а не души наших ближних.
И, в-четвертых, образцом очищения является Христос – «…очищает себя так, как Он чист». Мы должны мерить свою жизнь не по другим людям, но по Христу. Он должен быть нашим мерилом и нашей целью, к которой следует двигаться.
Живя среди людей на земле, Христос на деле показал, что Он абсолютно чист от всякой скверны греха, Он был чист в мыслях, делах и словах. Он никогда не смотрел на женщину с вожделением, не произносил имя Божье всуе, не лукавил, не крал и не обманывал. Из его уст никогда не исходили скверные и пошлые слова. Его почтительное отношение к Своей земной матери заслуживает особого внимания. Он заботился о ней даже тогда, когда висел на кресте.
Заметьте, что Христос не поставлен нам в пример Того, Кто Сам возрастает в святости и чистоте. Иоанн говорит, что Христос «чист», тем самым утверждая Его неизменную природу. Воплощенный и прославленный Господь был и всегда остается чистым от скверны и полностью свободным от греха.
ЦИТАТА: Мэтью Генри: «Дети Божии знают, что их Господь свят и чист, Он имеет такое чистое сердце и такие чистые глаза, что не может допустить присутствия рядом с Собой какой-либо нечистоты или скверны. Поэтому надеющиеся жить с Ним должны стремиться к полной чистоте от мира, плоти и греха, они должны возрастать в благодати и святости. Не только Господь повелевает им так поступать, но их собственная новая природа тоже побуждает их к этому; более того, надежда на небо внушает им и обязывает их это делать. Они знают, что их Первосвященник свят, чист и непорочен. Они знают, что их Бог и Отец высок и свят, что все общество чисто и свято, что их наследство есть наследство святых во свете. Предаваться греху и нечистоте несовместимо с такой надеждой. Поэтому как мы освящаемся верой, так должны освящаться и надеждой. Чтобы спастись надеждой, надо очищаться ею. Только надежда лицемеров, но не сынов Божиих, допускает удовлетворение нечистых желаний и похотей.»
ПРАКТИЧЕСКИ: давайте будем взирать на Христа как на идеальный образец чистоты и святости. Давайте не будем бросать взор по сторонам друг на друга. Пусть нашим образцом для подражания будет Христос, Его чистота и Его святость. Тогда вы будете духовно возрастать. Тогда вы никогда не преткнетесь и не испытаете горькое чувство соблазна и разочарования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы увидели, что дети Божьи коренным образом отличаются от детей мира сего. Этот текст учил нас, что дети Божьи, это люди, которые обладают особыми характеристиками (признаками) Дети Божьи имеют праведную природу (2:29) Дети Божьи чужды этому миру (3:1) Дети Божьи будут преображены в образ Христа (3:2) Дети Божьи живут очищающей надеждой (3:3) Подумайте, есть ли эти характеристики в вашей жизни? Обладаете ли вы праведной природой? Как реагирует на вас этот мир? Живете ли вы очищающей надеждой на Христа?
[1] Цит. по книге Я не стыжусь Благовествования, Джон Мак-Артур, стр. 14. Хиберт, Послания Иоанна, 172. [3] Букв., «если Он будет явлен». Иоанн снова, как и в 2:28, выражает это условие гипотетически. Иоанн не сомневается в том, что Христос обязательно явится (ср. Откр. 19:11-21, и др.). Возможно, он использует условное предложение для того, чтобы подчеркнуть, что пришествие Христа при жизни его читателей не может быть гарантировано. Также, эта конструкция выражает идею напряженного ожидания. Бог по Своей мудрости не сообщил нам точной даты возвращения Христа, чтобы каждое поколение христиан испытывало на себе побуждающую силу этой славной надежды (Хиберт, Послания Иоанна, 172). [4] Некоторые [Пламмер] исследователи полагают, что местоимение «ему» (αὐτῷ) следует отнести к Богу-Отцу, поскольку «идея заключается в том, что дети оказываются похожими на своих отцов». А в 3:1 сказано, что именно Отец назвал нас Своими детьми. Однако ближайшее предложение говорит о явлении Христа, а не Отца, поэтому это местоимение лучше отнести ко Христу (ср. 1Кор. 3:18; Рим. 8:29). [5] Мэтью Генри, 1 Послание Иоанна, 3 глава.
Введение
Один из самых распространенных способов мошенничества является подделывание денежных купюр. Раньше, когда не было специальных счетных машин, миссия по выявлению поддельных банкнот возлагалась на особую группу людей. Для этого, они часами изучали не поддельные банкноты, а настоящие деньги. Со временем они настолько хорошо изучали подлинные деньги, что могли выявлять подделку просто взяв ее в руки и немного посмотрев на нее.
В отрывке 1Иоанна 2:29-3:1-10 апостол переходит к новой теме – распознанию детей Божьих и детей лукавого. Этот текст предупреждает также и нас сегодня, что в мире есть много поддельных христиан. Они выглядят как настоящие, они находятся среди верующих людей в церкви, но по своей сути, являются «детьми дьявола». Ключевой текст этого отрывка это 3:10: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, рано и не любящий брата своего».
Интересно заметить, что как одних, так и других апостол описывает с помощью причастий, для того чтобы передать их подлинную сущность. Например, настоящий христианин – это «делающий правду» (2:29) и «имеющий надежду» на 2-е Пришествие Христа (3:2). Тогда как, поддельный христианин – это «делающий грех» (3:4), «не делающий правды» и «не любящий брата своего» (3:10).
Когда вы читаете стихи 6 и 9, то складывается впечатление, что они противоречат стихам 1Иоан. 1:8-9. «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (3:6). И: «всякий, рожденный от Бога, не делает греха … и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (3:9). Скажите, кто из вас не делает греха? С другой стороны, в 1Иоан. 1:8 написано: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это также подтверждает и ап. Иаков «все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Нам ближе 1Иоан. 1:8 и Иак. 3:2, чем 1Иоан. 3:6,9. Но истина в том, что эти тексты не противоречат друг другу, и наша задача заключается в том, чтобы разобраться в них.
Открыв Евр. 11 гл. и прочитав представленный там список героев веры, мы вскоре убедимся, что все они грешили. Авраам солгал о своей жене (Быт. 12:10-20). Моисей вышел из себя и ослушался Бога, когда ударил несколько раз жезлом в скалу (Числ. 20:7-13). Ап. Петр трижды отрекся от Христа (Матф. 26:69-75). Даже у Варнавы с Павлом были определенные разногласия в служении (Деян. 15:37-40). Однако, грех не был постоянной практикой их жизни. Он был, скорее, необычным инцидентом в их жизни, чем образом жизни. Когда они согрешали, тут же просили у Бога прощения.
Лжехристианин отличается тем, что живет жизнью привычного греха. Он даже не задумывается над тем, что совершил грех сегодня, или вчера. Он не прикладывает сил, чтобы бороться с ним. Более того, у него нет даже ресурсов, чтобы одолеть этот грех. Почему? Да потому, что этот ресурс во Христе. Только Христос посредством Святого Духа дает все необходимые силы для борьбы с грехом.
Текст: 1Иоан. 2:29-3:3
В этом тексте мы видим четыре характеристики детей Божиих, которые отличают их от детей лукавого. Это тест для проверки нашей веры. Дети Божьи имеют праведную природу (2:29) Дети Божьи чужды этому миру (3:1) Дети Божьи будут преображены в образ Христа (3:2) Дети Божьи живут очищающей надеждой (3:3) Дети Божьи имеют праведную природу (ст. 29)
Первая характеристика Божьих детей заключается в том, что они обладают той же природой, что и Бог. Конечно, здесь речь не идет о том, что мы боги. Бог является совершенным Существом, обладающим такими характеристиками, которыми человек никогда не будет обладать. Например, Бог – вечен. А человек имеет свое начало. Бог имеет жизнь в Самом Себе (Иоан. 5:26), тогда как человек в своем бытии полностью зависим от Бога. Ап. Павел пишет, что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Бог всемогущий (Исх. 6:3), человек же слаб и немощен (Ис. 40:6-8). Бог – бессмертен, человек же умирает и возвращается в тление (Пс. 89:4). Бог есть чистый дух, а человек есть плоть, хотя и имеет также нематериальную составляющую. Бог – Вездесущий, человек же ограничен пространством и временем. И этот список сравнений мы можем продолжать до бесконечности. Это так называемые «непередаваемые» атрибуты Бога. Они присущи исключительно Богу.
Однако, некоторые качества Божьей природы передаются и людям. Например, Бог Премудрый, человек также обладает мудростью; Бог милостив, человек также обладает милостью (Матф. 7:11), Бог справедлив, человеку также свойственно чувство справедливости. Это те атрибуты Божьей природы, которые передаются и человеку. Вот почему Писание призывает нас «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Если посмотрим выше на контекст в Ефес. 4:32, то мы поймем, чему именно мы должны подражать Богу: «Но будьте добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Богу во Христе прости вас». Итак, мы должны подражать Богу, в благости, сострадании и прощении, так как все это Он явил нам во Христе.
Итак, когда Писание говорит, что дети Божьи обладают той же природой, что и Бог, оно подразумевает «передаваемые» атрибуты, такие как благость, нравственная чистота, милосердие и праведность. В нашем случае речь идет о праведности.
Ап. Иоанн начинает с утверждения «Если вы знаете, что Он праведник» (ἐὰν εἰδῆτε ὅτι δίκαιός ἐστιν). Он обращается к их ясному пониманию того факта, что Бог обладает праведной природой. Слово «праведник» обозначает того, кто полностью соответствует тому, что называется правильным и справедливым как в характере, так и в поступках. Говоря о том, что «Он праведник» Иоанн подразумевает Бога-Отца, так как дальше сказано, что делающие праведность «рождены от Него». В этом послании несколько раз говорится о том, что верующие «рождены от Бога» ср. 3:9; 4:7; 5:1, 4. В Иоанна 3:8 сказано, что верующий «рожден от Духа», но нигде не сказано, что он «рожден от Христа». В 3:1-2 верующие прямо названы «детьми Божьими», и сказано, что Отец дал им эту любовь.
Писание учит о Боге, что Он праведен во всех путях: законах, обетованиях, судах и делах
Фараон это признал, когда сказал Моисею: «Господь праведен, а я и народ мой виновны» (Исх. 9:27). Моисей в конце своей жизни научал свой народ: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Когда Ровоам отступил от Божьего Закона, и начал делать зло в Божьих глазах, тогда Бог послал на него Сусакима, египетского царя с войском против Иерусалима. И после этого сказано: «И смирились князья Израилевы и царь и сказали: праведен Господь!» (2Пар. 12:6). Священник Ездра, когда узнал, что израильтяне вступают в смешанные браки с язычниками, разодрал свои одежды и с утра до вечера стоял на коленях пред Господом в покаянии за народ. Он говорил: «Неужели мы опять будем нарушать заповеди Твои и вступать в родство с этими отвратительными народами? Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения? Господи Боже Израилев! Праведен Ты» (Ездр. 9:14-15). Что-то похожее говорил и Неемия, молясь Богу о народе: «Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны» (Неем. 9:33).
Таким образом, мы видим, что Бог является праведным во всех Своих решениях, поступках и делах. Ему чуждо двоедушие и лицемерие. Он – праведен.
Однако, Писание говорит, что и Христос тоже – Праведник
Ап. Иоанн пишет выше: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Иоан. 2:1-2). Ап. Петр: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1Петр. 3:18).
Христос по своему характеру и делам полностью соответствует божественному стандарту. Он всегда поступает честно и справедливо. Ему также чуждо двоедушие и лицемерие. Он нравственно чист и безупречен.
Иоанн пишет далее, «знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (γινώσκετε ὅτι καὶ πᾶς ὁ ποιῶν τὴν δικαιοσύνην ἐξ αὐτοῦ γεγέννηται). Итак, верным признаком рождения свыше является праведность в поведении и словах. Несмотря на то, что в русской библии слово «знайте» стоит в повелительном наклонении, его лучше перевести как «вы знаете». И здесь полезно будет сделать несколько важных наблюдений. Во-первых, эта истина верна в отношении каждого истинно верующего. Если ты христианин, то ты не можешь жить вне пределов праведности. Утверждение: «Всякий, делающий правду», - дает понять, что это касается всех без исключения.
ПРАКТИЧ: дети наследуют черты характера своих родителей. Таков незыблемый закон природы. В духовном отношении то же самое. Если ты стал Божьим детем, то ты унаследовали Его праведный характер. Я заметил, что мы больше всего похожи на своих родителей в старости. Когда проходят годы и мы достигаем жизненной зрелости, мы еще больше отражаем наших родителей, чем в юности. Точно так и в духовной жизни. По мере духовного возрастания Божий характер проявляется в нас все больше.
Во-вторых, праведность должна стать видимым признаком. Ее невозможно спрятать. Мы читаем: «Всякий, делающий правду». Акцент на слове «делающий», которое стоит в виде активного причастия, настоящего времени. Оно «означает не разовое действие, а уклад жизни, образ поведения, который характеризуется праведностью». Например, воровская жизнь характеризуется тем, что вор постоянно промышляет о том, чтобы что-то украсть. Или, например, специальность врача характеризуется тем, что доктор постоянно занят тем, чтобы лечить людей.
ПРАКТИЧ: так же и жизнь рожденного свыше христианина характеризуется честностью, нравственной чистотой и справедливостью. И это то, что нельзя утаить. Зажжённую свечу в темной комнате невозможно спрятать. Христос сказал: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф. 5:14).
В-третьих, такая праведность является результатом, а не причиной рождения свыше. Праведное поведение не дает нового рождения, а является видимым свидетельством, что человек «рожден от Него». Как и в обычной жизни. Я ничего не мог сделать для того, чтобы родиться в этот мир. Но когда я родился, тогда видимым подтверждением новой жизни стали мои дела.
ПРАКТИЧ: добрые дела, праведное поведение, стремление к справедливости – все это не дает спасение. Среди атеистов есть много честных и нравственных людей. Однако все они отвергают истинного Бога. Их нравственность и честность есть результат хорошего воспитания и действия общей Божьей благодати. Однако эта нравственность относительна, и в зависимости от времени и ситуации может изменяться. Праведность же, о которой говорит Иоанн – это праведность, исходящая из природы Самого Бога. Это та праведность, в центре которой стоит Христос и Его слава. Но даже эта праведность не является причиной спасения, а всего лишь результатом новой жизни, полученной от Бога.
В-четвертых, рождение свыше началось в прошлом и его невозможно отменить. Слово «рожден» (γεγέννηται) стоит в прошедшем времени (перфект), которое описывает начало действия в прошлом, но, которое имеет непреходящие результаты в настоящем. В духовном рождении через Духа Святого мы соединяемся с Божьей вечной жизнью.
Ап. Иоанн пишет в 5:13: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Сущность вечной жизни заключается в том, что ее невозможно прервать. Она не состоит из звеньев цепи, которую можно разорвать. Земная жизнь не вечна, потому что подходит к своему концу. Вечная жизнь на то и вечная, что не имеет конца. Поэтому, рождение свыше невозможно отменить, аннулировать или прервать.
ПРАКТИЧ: если ты однажды пережил рождение свыше, ты уже не сможешь второй раз духовно умереть. Второй раз духовно умереть – значит быть исторгнутым из Христа, и отлученным от Божьей любви. Ап. Павел писал: «35 Кто отлучит нас от любви Божьей: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? … 38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь на может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35, 38-39). Если ты умер духовно второй раз, значит, ты никогда не имел вечной жизни.
Итак, первая характеристика, которую мы рассмотрели, говорит о том, что дети Божьи имеют праведную природу.
Каждый человек, который не равнодушен к своей духовной жизни, хоть один раз в жизни задавал себе вопрос: как мне узнать, рожден я от Бога или нет? Лучшим ответом на этот вопрос, послужит тот, который мы находим в 29-м стихе: «делающий правду, рожден от Него». Проверьте свое сердце и свою жизнь. Есть ли в ней это качество Божьего характера?
Дети Божьи чужды этому миру (3:1)
Это вторая характеристика детей Божьих. В 2:15-17 ап. Иоанн писал о том, как христианин должен относится к этой мирской, но греховной системе и к ее ценностям. Поскольку всегда есть соблазн принять ценности этого мира, христианину необходимо бодрствовать, чтобы не открыть свое сердце для принятия этих ценностей. Апостол указал на три причины, почему нельзя любить этот мир. Во-первых, кто любит мир, тот не имеет любви к Богу-Отцу; во-вторых, все, что в мире – не исходит от Отца; и, в-третьих, этот мир уже подходит к своему концу.
Теперь обращает внимание на то, как мир относится к детям Божиим – «мир не знает нас». Но прежде, чем перейти к описанию того, как мир реагирует на детей Божьих, он заостряет наше внимание на той великой и непостижимой Божьей любви, которая даровала нам усыновление.
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец…» (ἴδετε ποταπὴν ἀγάπην δέδωκεν ἡμῖν ὁ πατήρ,). Слово «смотрите» (ἴδετε) призывает нас с замиранием сердца и восхищением посмотреть на удивительную Божью любовь, которая сделала нас членами Божьей семьи. Эта привилегия нам оказана исключительно по Божьей благодати. Хотя здесь не используется привычное для нас слово «благодать» (χάρις), тем не менее идея благодати передается с помощью слова «дал» (δέδωκεν).
Далее ап. Иоанн больше разъясняет природу этого дара: «чтобы нам называться и быть детьми Божиими». Из положения грешников, обреченных на осуждение, мы перешли в положение детей Божьих. Мы нисколечко не заслужили того, чтобы стать частью Божьей семьи. Бог усыновил нас потому, решил на нас явить величие Своей милости. И мы не просто называемся детьми Божьими, но и являемся таковыми – «и мы уже дети Божии» καὶ ἐσμέν).
В прологе к своему Евангелию ап. Иоанн пишет: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть детьми Божьими». В послании к Галатам 4:4-6 мы читаем: «Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление. А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче! Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник через Бога» (Гал. 4:4-6). Последняя книга библии Откровение заканчивается таким словами: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21:7).
После этого, ап. Иоанн переходит к описанию того, как мир реагирует на детей Божьих: «мир не знает нас». Неверующие люди, руководимые законами мира сего, не имеют истинного представления о том, кто такие дети Божии. Они не понимают природу их рождения свыше, их ценности, их образ жизни.
ПРИМЕР: самое первое известное нам изображение распятия Христа, которое дошло до наших дней является карикатурой. Это граффито примерно III века на стене Палатинского дворца в Риме, оно изображает человека перед распятием, причем сам распятый кощунственно изображен с ослиной головой. Надпись, сделанная по-гречески поясняет: «Алексамен поклоняется своему Богу». Очевидно, таким образом дворцовые служители осмеивали христианина, состоявшего в штате дворцовой прислуги. И это не просто кощунственная картинка, это очень важное свидетельство, оно фиксирует то, как люди воспринимали Христа и Его последователей. – Мы для этого мира чужды. Он смотрит на нас как на безумцев.
Далее, ап. Иоанн указывает на причину, почему мир не знает нас – «потому что не познал Его». Это ссылка на первое пришествие Христа. В Иоанна 1:11 написано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли». Мир не понял и не принял наивысшего откровения Бога о Себе в Своем Сыне.
Сейчас мы живем в такое время, когда атеизм становится религией так называемого большинства развитого общества. Например, западная Европа исповедует атеизм как «лучшее» мировоззрение в сравнении с христианством. Однако, люди отвергают Христа не потому, что они атеисты. Мы видим, что во время первого пришествия Христа, мир был религиозным. И тем не менее, он не принял Христа. Люди возненавидели и отвергли Христа.
ПЕР. ТЕКСТ: Иоанна 15:18 «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.»; Иоанна 16:2 «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. 3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.»
Поэтому, ап. Иоанн говорит, то, что мир отвергает вас, свидетельствует, что вы на самом деле принадлежите к Божьей семье.
ПРАКТИЧЕСКИ
Если мы отождествляем себя со Христом, то должны быть готовы нести Его поругание и позор. Мир не примет нас, потому что не принял Христа. Если мы духовные братья и сестры Христа, то нас также будут ненавидеть. Мы не должны искать признания со стороны этого мира. Мы для него – инородное тело. Мир никогда не примет нас, потому что мы принадлежим к той категории людей, которые воспринимаются этим миром как безумцы. Ап. Павел писал в 1Кор. 4:10-13: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне». Поэтому, если мы будем «свои для мира», значит мы будем «чужие для Бога». Мы никогда не должны стремиться к тому, чтобы мир нас принял как своих. Иначе, мы потеряем свою соль. Сегодня многие христиане думают, что если они максимально приблизятся к миру, и будут похожи на него, то мир примет христианские ценности и станет последователем Христа. Но это большое заблуждение. Мартин Ллойд-Джонс писал: «наш Господь привлекал грешников вовсе не потому, что он был таким же, как они. Совсем наоборот! Грешники чувствовали Его неповторимость… Идея, что можно обратить людей в христианскую веру, показывая им, что они, по сути, мало чем отличаются от христиан, является глубочайшим заблуждением как с богословской, так и с психологической точки зрения».[1] Мы должны опасаться одобрения мира, а не желать. Испытывать ненависть мира сего неприятно, но в конечном итоге, это должно напоминать нам о том, что нас любит Бог. А это намного важнее, чем ненависть этого мира.
Итак, вторая характеристика Божьих детей заключается в том, что дети Божьи чужды этом миру. Мир их не понимает и даже иногда относится с ненавистью. Во втором стихе мы находим третью характеристику…
Дети Божьи будут преображены в образ Христа (3:2)
Мы уже много раз говорили о том, что спасение грешников включает в себя не только избавление их от вечного справедливого осуждения, но также и полное изменение их падшей, греховной природы.
ПРИМЕР: Спасение можно сравнить с ремонтом квартиры после пожара. Когда вы заходите в квартиру после пожара, то вашему взору открывается ужасная картина. Все вокруг разрушено. Кроме сажи, обгоревшей мебели и страшной вони вы ничего не видите. И теперь вам предстоит все привести в порядок. Сначала вы выносите из каждой комнаты весь мусор. После меняет двери и окна. Затем моете и обрабатывает потолки и стены. Накладываете штукатурку, клеите обои. Если нужно, меняете сантехнику. После, переходите к полу. Меняете паркет, или кладете плитку. Когда все готово, тогда завозите новую мебель. То же самое происходит и с нашей греховной природой. Бог дарит нам не только избавление от суда, но и восстанавливает падшую природу, уподобляя нас в образ Христа.
Ап. Иоанн пишет: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем». Он напоминает им еще раз о том, что они уже по положению являются детьми Божьими. Это факт, который уже произошел с ними после того, как Бог ввел их в Свою большую семью. Фраза «но еще не открылось, что будем» не ставит под сомнение наше усыновление. Апостол лишь говорит о том, что нам еще не открыто то, как мы будем выглядеть. Пока мы живем в этом мире, нам трудно представить себе то, какая слава откроется в нас в тот день.
ЦИТАТА: Лютеранский богослов Ленски пишет: «Божье дитя здесь и сейчас как алмаз, который внутри прозрачен и чист, но пока он не огранен и не сверкает своими гранями»[2].
Но это не значит, что у нас нет даже предположения о нашей будущей славе. Нашим образцом является Сам Господь Иисус Христос. Иоанн продолжает: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Несколько наблюдений по тексту:
Во-первых, слово «знаем», выражает твердую уверенность. Эта уверенность основана на характере Благой Вести, которую проповедовал апостол, а также на основании торжества победы Христа над смертью. Например, в 1Кор. 6:14 сказано: «Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею». А во 2Кор. 4:14 Павел выражает эту мысль еще ярче: «…зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами». Во-вторых, нам не известна точная дата, когда это произойдет. Иоанн говорит, что это случится «когда откроется» Христос [ὅτι ἐὰν φανερωθῇ][3]. В истории церкви было множество людей, которые стремились предсказать день, когда придет Христос. Однако, нам не дано это знать. Бог утаил этот день, чтобы каждое поколение христиан имело мотивацию жить этой славной надеждой. В проповеди на Елеонской горе Христос сказал ученикам: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придёт» (Матф. 24:42). Поскольку мы не знаем, когда это произойдет, это побуждает нас к постоянному бодрствованию. В-третьих, в нашем прославлении мы «будем подобны Ему» [ὅμοιοι αὐτῷ ἐσόμεθα].[4] Изначальный Божий замысел заключался в том, чтобы мы были подобны образу Сына Его Иисуса Христа. Мы читаем в Рим. 8:29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями». Бог создает для Себя народ из подобных Христу людей. Церковь и есть это сообщество. И это великая и славная истина Евангелия. В кн. Откровение 21:2-3 Бог показал Иоанну как будет выглядеть этот народ: «И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: вот, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; и они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».
Бог уподобляет нас Христу не только в характере, но и по внешнему виду. Ап. Павел пишет, что Бог: «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филп. 3:21). Мы не станем богами, но мы будем «подобны» Христу в Его прославленной человеческой природе. Бог облечет нас в славу и бессмертие.
В-четвертых, мы своими глазами увидим Христа в Его славе. Ап. Иоанн говорит: «потому что увидим Его как Он есть». [ὅτι ὀψόμεθα αὐτὸν καθώς ἐστιν]. Встреча со Христом будет завершением нашего постепенного изменения. Тогда мы полностью освободимся от присутствия греха. До грехопадения люди были способны не грешить. После грехопадения люди стали не способны не грешить. После обращения ко Христу люди способны не согрешать. При встрече со Христом мы будем не способны грешить. Но самое большое блаженство будет заключаться в том, что «мы увидим Его как Он есть».
ЦИТАТА: Мэтью Генри пишет о том, что все увидят Христа, но по-разному: «
Дети Божьи живут очищающей надеждой (3:3)
ПРИМЕР: «. – Вы знаете, дети Божьи – это те, кто постоянно живут очищающей надеждой.
Возрождение к новой жизни приносит с собой живую надежду на будущее. В будущем нас ожидает встреча со Христом. Однако, мысль об этом вдохновляет нас и в настоящем. Понимание того, что нам предстоит явиться перед Христом, должно стимулировать нас к определенному образу жизни сейчас. Выше в 2:28 апостол пишет: «…дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Чтобы не быть постыженным, но смело смотреть на Христа, нам нужно пребывать в Нем. Однако, кто-то из нас будет постыжен в пришествие Христа.
Верные дети Божьи живут очищающей надеждой. Мы читаем: «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (ст. 3). О каком очищении идет речь?
Прежде всего, здесь речь идет о нашем освящении. Писание этот процесс называет разными способами… Но здесь ап. Иоанн называет это «очищением». Грех – это духовная грязь, которая прилипла к нашей душе. И от нее теперь нужно очиститься. Христос сказал, что то, что исходит из уст человека, то и делает его нечистым, потому что исходит из самого сердца (Марк. 7:20-23). Начальный этап очищения Бог совершает в момент возрождения. Ап. Петр пишет: «Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1Петр. 1:22). Такое начальное очищение – необходимое условие для дальнейшего личного самоочищения в каждом дне. Во-вторых, побуждающей силой к этому очищению является надежда на встречу со Христом – «И всякий, имеющий сию надежду на Него». Верующий человек – это тот, кто живет постоянно мыслью о встрече со своим Господом. Его больше всего интересует то, чтобы быть чистым от греха перед лицом Своего Господа. Это является его главнейшим приоритетом. Во свете всего этого все житейские заботы отходят на задний план. Однажды очищенный, он теперь жаждет этой чистоты. О чем вы больше всего думаете? Живете ли вы ожиданием Пришествия Христа. Наполнено ли ваше сердце неудержимым желанием быть чистым от всякого порока и греха? Сегодняшнее христианство потеряло свою силу, потому что перестало жить ожиданием Христа. В-третьих, объектом очищения должен быть лично мое сердце. Ап. Иоанн пишет: «И всякий, имеющий надежду на Него, очищает себя…». Часто так бывает, что мы больше заинтересованы в святости тех, кто нас окружает, нежели в своей святости. Но текст говорит, что приоритетом этой чистоты должно стать мое сердце. Как запачканному рабочему после работы нужно с мочалкой и мылом отмыть грязь и смыть ее водой, так и верующий должен применить данные Богом средства очищения от моральной скверны, нанесенной за день.
Эти средства: вера в Евангелие, исповедь, Слово Божье, общение друг с другом. Итак, Писание учит, что приоритетом в очищении должны стать наши собственные души, а не души наших ближних.
И, в-четвертых, образцом очищения является Христос – «…очищает себя так, как Он чист». Мы должны мерить свою жизнь не по другим людям, но по Христу. Он должен быть нашим мерилом и нашей целью, к которой следует двигаться.
Живя среди людей на земле, Христос на деле показал, что Он абсолютно чист от всякой скверны греха, Он был чист в мыслях, делах и словах. Он никогда не смотрел на женщину с вожделением, не произносил имя Божье всуе, не лукавил, не крал и не обманывал. Из его уст никогда не исходили скверные и пошлые слова. Его почтительное отношение к Своей земной матери заслуживает особого внимания. Он заботился о ней даже тогда, когда висел на кресте.
Заметьте, что Христос не поставлен нам в пример Того, Кто Сам возрастает в святости и чистоте. Иоанн говорит, что Христос «чист», тем самым утверждая Его неизменную природу. Воплощенный и прославленный Господь был и всегда остается чистым от скверны и полностью свободным от греха.
ЦИТАТА: Мэтью Генри: «Дети Божии знают, что их Господь свят и чист, Он имеет такое чистое сердце и такие чистые глаза, что не может допустить присутствия рядом с Собой какой-либо нечистоты или скверны. Поэтому надеющиеся жить с Ним должны стремиться к полной чистоте от мира, плоти и греха, они должны возрастать в благодати и святости. Не только Господь повелевает им так поступать, но их собственная новая природа тоже побуждает их к этому; более того, надежда на небо внушает им и обязывает их это делать. Они знают, что их Первосвященник свят, чист и непорочен. Они знают, что их Бог и Отец высок и свят, что все общество чисто и свято, что их наследство есть наследство святых во свете. Предаваться греху и нечистоте несовместимо с такой надеждой. Поэтому как мы освящаемся верой, так должны освящаться и надеждой. Чтобы спастись надеждой, надо очищаться ею. Только надежда лицемеров, но не сынов Божиих, допускает удовлетворение нечистых желаний и похотей.»
ПРАКТИЧЕСКИ: давайте будем взирать на Христа как на идеальный образец чистоты и святости. Давайте не будем бросать взор по сторонам друг на друга. Пусть нашим образцом для подражания будет Христос, Его чистота и Его святость. Тогда вы будете духовно возрастать. Тогда вы никогда не преткнетесь и не испытаете горькое чувство соблазна и разочарования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы увидели, что дети Божьи коренным образом отличаются от детей мира сего. Этот текст учил нас, что дети Божьи, это люди, которые обладают особыми характеристиками (признаками) Дети Божьи имеют праведную природу (2:29) Дети Божьи чужды этому миру (3:1) Дети Божьи будут преображены в образ Христа (3:2) Дети Божьи живут очищающей надеждой (3:3) Подумайте, есть ли эти характеристики в вашей жизни? Обладаете ли вы праведной природой? Как реагирует на вас этот мир? Живете ли вы очищающей надеждой на Христа?
[1] Цит. по книге Я не стыжусь Благовествования, Джон Мак-Артур, стр. 14. Хиберт, Послания Иоанна, 172. [3] Букв., «если Он будет явлен». Иоанн снова, как и в 2:28, выражает это условие гипотетически. Иоанн не сомневается в том, что Христос обязательно явится (ср. Откр. 19:11-21, и др.). Возможно, он использует условное предложение для того, чтобы подчеркнуть, что пришествие Христа при жизни его читателей не может быть гарантировано. Также, эта конструкция выражает идею напряженного ожидания. Бог по Своей мудрости не сообщил нам точной даты возвращения Христа, чтобы каждое поколение христиан испытывало на себе побуждающую силу этой славной надежды (Хиберт, Послания Иоанна, 172). [4] Некоторые [Пламмер] исследователи полагают, что местоимение «ему» (αὐτῷ) следует отнести к Богу-Отцу, поскольку «идея заключается в том, что дети оказываются похожими на своих отцов». А в 3:1 сказано, что именно Отец назвал нас Своими детьми. Однако ближайшее предложение говорит о явлении Христа, а не Отца, поэтому это местоимение лучше отнести ко Христу (ср. 1Кор. 3:18; Рим. 8:29). [5] Мэтью Генри, 1 Послание Иоанна, 3 глава.