Сравнение Адама и Христа

ТЕМА: сравнение Адама и Христа
ТЕКСТ: Римлянам 5:18-21
Здесь ап. Павел продолжает сравнивать Адама и Христа, и их поступки, и указывает на их различие. По большому счету, в оставшейся части главы апостол суммирует все то, что было сказано выше.
ТЕЗИС: три различия между Адамом и Христом, которые демонстрируют величие поступка Иисуса Христа и богатство Божьей благодати к грешникам.
I. Различие в статусе: через одного – всем наказание, через Другого – всем праведность (ст. 18)
Ст. 18 начинается с подведения итога: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так и правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
a. Данное сравнение ап. Павел начинает с поступка Адама.
Слово «преступление» (παραπτώματος) в древности описывало человека, который сделал ложный шаг в сторону, потерял равновесие и упал. Впоследствии данный термин начали использовать для обозначения нарушения человеком моральных норм (BDAG, 766–767). Исходя из этого, поступок Адама в Эдемском саду был нарушением Божьих нравственных стандартов. Поэтому, сущность греха заключается в нарушении Божьих моральных норм и законов. Таким образом тот, кто нарушает Божьи моральные нормы, становится преступником в Божьих глазах. Бог имеет полное право требовать от Своих творений жить в соответствии с четко определенными моральными нормами, потому что Он – Творец.
Мораль – это определенные правила нравственности, в соответствии с которыми живет и развивается наше общество. Эти правила настолько же важны для жизни людей, как и правила дорожного движения. Когда нарушаются эти правила происходит сбой в обществе.
ПРИМЕР:
Сегодня существуют два простых принципа, в согласии с которыми определяются моральные нормы: 1) Разрешено все, что не нарушает непосредственно прав других людей; 2) Права всех людей равны.
В статье «Заповеди современного общества» написано:
«Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не
прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют». Критикуя мораль, основанную на 10-ти заповедях, автор данной статьи предлагает альтернативу, в согласии с которой живет современное, так называемое, развитое общество: «У Современного общества есть свои важнейшие ценности: 1. «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»; 2. «саморазвивайся, учись, становись умнее – тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»; 3. «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке – тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; 4. «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность». Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, – к «непотребительскому» отношению к другим людям (т.к. главный ресурс – свои способности – за счет других увеличить невозможно)».
Заметьте, все эти нормы нравственности определяет не Бога, а человек. Поэтому они относительны и не постоянны, так как по мере изменения сознания общества, изменяются и стандарты нравственности.
Пример 1:
В христианской Европе (16-18 вв.) считалось аморальным, когда человек в воскресенье не идет в церковь на поклонение Богу. Сейчас же считается аморальным, если ты проповедуешь Евангелие и призываешь жить в соответствии с Евангельскими истинами. Современные люди считают это религиозным экстремизмом и нарушением «человеческих свобод».
Пример 2:
Раньше аборт считался убийством, и нарушением 6-й заповеди – «не убивай» (Исх. 20:13; Лев. 24:17; Втор. 5:17). За это женщина и мужчина несли криминальную ответственность. Сегодня убийство нерожденного ребенка не считается аморальным поступком. И хотя женщина, совершившая этот тяжкий грех, впоследствии раздираема муками совести, тем не менее, на законодательном уровне этот поступок оправдан. (Кстати, РСФСР стала первым государством в мире, где с 1920 года декретом «Об искусственном прерывании беременности» были узаконены аборты, это был первый в истории права закон, разрешающий аборты. Для сравнения, в Великобритании аборты узаконены в 1967, в США – в 1973, во Франции – в 1975 и в Западной Германии – в 1976 году).
В связи с этим у меня возникает вопрос: а разве аборт не является нарушением прав ребенка? Ведь принцип: «права всех людей равны» - является ключевым принципом современного «образованного» общества. Поэтому разрешая делать аборты наше общество пошло по пути противоречия и абсурда. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек будет создавать стандарты для морали.
Но Писание учит, что за «преступление» Божьих моральных норм люди подлежат осуждению. Ап. Павел пишет, что за одно преступление «всем людям осуждение» от Бога. Термин «осуждение» (κατάκριμα) означает судебное заявление против
виновного с последующим вынесением приговора – повинен смерти (BDAG, 518). В Рим. 2:8-9 мы читаем: «…тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое,…». И еще: «посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева».
История грешного человечества достигает своей кульминации в Откровении 20:12 – «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Далее ап. Иоанн видит, как Бог приводит приговор в исполнение: «и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15). Поэтому осуждение – это то, что людям принес Адам.
Богословие:
Этот текст учит нас первородной вине, которую люди унаследовали от Адама. Мы приняли от Адама не только природу греха, но и природу вины. Что это значит? Каждый, кто рождается в этот мир – уже осужден, то есть, приговорен к наказанию. Это очень неприятная и неудобная для людей истина. Многие хотят от нее отмахнуться. Но Писание непоколебимо Ап. Павел пишет в 5:16: «суд [κρίμα] за одно преступление к осуждению [κατάκριμα]», а в 5:18 добавляет: «…преступлением одного – всем [πάντας] человекам осуждение [κατάκριμα]».
Применение:
И это наказание можно избежать только через Одного Человека – Иисуса Христа. Именно для этого Господь оставил славу небес и стал человеком, чтобы избавить нас от первородной вины и последующего наказания.
b. Далее, сравнивая Адама с Христом, апостол теперь заостряет внимание на поступке Христа. Точно также, как людям был вменен первородный грех и вина Адама, теперь им вменена и праведность Христа.
Мы читаем: «так и правдою одного – всем человекам оправдание к жизни». Под «правдою одного» подразумевается крестная смерть Иисуса Христа. И мы уже говорили раньше, что именно Жертва Христа является основанием для нашего оправдания. Быть оправданным – значит занимать другой статус перед Богом-Отцом. Если раньше Бог смотрел на тебя как на потерянного виновного грешника, то теперь Он смотрит на тебя как на чистого и невиновного праведника.
Ап. Павел говорит, что это «оправдание к жизни». Эту фразу лучше истолковать так, «оправдание, дающее жизнь».
Богословие «универсализма»:
Размышляя над сравнением Адама и Христа, многие исследователи пришли к выводу, что этот текст учит всеобщему спасению людей, независимо от того, верят они во Христа или нет. Суть данного учения получила название «универсализм», согласно которому все люди, которые когда-либо жили на земле, будут спасены. Ад будет пустым, наказания за грех никакого не последует. И все дело в том, что Христос – как Совершенный Представитель человечества пострадал на кресте за все грехи от лица всех людей.
К такому выводу приходят люди по следующим причинам:
• Согласно ст. 18, одно преступление принесло осуждение «всем человекам» (πάντας ἀνθρώπους), тогда как одно праведное деяние принесло оправдание «всем человекам» (πάντας ἀνθρώπους).
• Аналогично и в ст. 19 написано, через непослушание одного человека «многие» (οἱ πολλοί) обрели статус грешников, а через послушание одного человека «многие» (οἱ πολλοί) стали праведниками.
• Если придерживаться строгого параллелизма, то тогда такой вывод полностью уместен.
• Более того, с этими стихами перекликается и 1Коринфянам 15:22: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
• Логика тех, кто придерживается универсализма предельно проста: «Дело, совершенное Христом, так же универсально по своему воздействию, как и грех, совершенный первым человеком. Павел больше не имеет в виду только церковь: его взор охватывает все человечество» (Кренфилд, vol. I, p. 271).
Писание не поддерживает учение о том, что все люди, независимо от их веры, будут спасены. Я хочу привести некоторые доказательства.
Во-первых, слово «все» не всегда обозначает абсолютно всех людей. Например, в Деян. 2:17 сказано, что Бог излил Свой Дух «на всякую плоть», однако это не значит, что всякое человеческое существо приняло Духа Святого, но скорее представители всех человеческих категорий, всех наций, возрастов и социальных слоев. Точно также сказано, что «все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе» от ап. Павла в Эфессе (Деян. 9:10). Очевидно, имеются в виду выходцы из всех частей этого региона.
Во-вторых, в 5 гл. Римлянам Павел проводит аналогию между Адамом и Христом. В их лице представлены два человеческих сообщества, соответствующих Адаму и Христу. «В Адаме» мы – по рождению во плоти, «во Христе» - только все те, кто пережил рождение свыше.
В-третьих, в Рим. 5:17 ясно сказано, что те, которые «царствуют в жизни» через Христа, – это не все, но только «приемлющие обилие благодати».
В-четвертых, на протяжении всего послания к Римлянам ап. Павел акцентирует внимание на том, что оправдание даруется «через веру» (1:16;
3:21; 4:1 и др.), следовательно, не все люди получат оправдание, потому что не все уверуют во Христа.
В-пятых, послание предупреждает о том, что Божий гнев изольется на тех, кто «упорствуют и не покоряются истине» (2:5,8), и на тех, кто «согрешили» но не раскаялись в грехах (2:12).
И, в-шестых, вечному блаженству одних и вечному наказанию других учил и Христос в елеонской проповеди: «И пойдут сии в муку вечную [εἰς κόλασιν αἰώνιον], а праведники в жизнь вечную [εἰς ζωὴν αἰώνιον]» (Матф. 25:46). А это значит, что одни будут вечно наслаждаться жизнью, а другие будут также вечно мучится в аду.
Таким образом, каким бы сладким и приятным для нас не было учение о всеобщем спасении, оно не поддерживается Священным Писанием. Скорее, оно основано на неверной богословской системе.
Практически
• Учитывая это, мы должны понимать, что каждый человек несет ответственность перед Богом за то, как он живет и как он относится к Евангелию.
• Это должно побуждать нас к более интенсивному благовествованию. Мы знаем, что люди сами не спасутся. Их нужно призвать к спасению через проповедь Евангелия (ср. Рим. 10:9-15).
• Если вы понимаете, что вы еще не спасенный грешник, который заслужил вечного осуждения в аду, то молитесь Господу, взывайте и просите, чтобы Он дал вам искреннее покаяние и живую веру. Молитесь, чтобы Господь простил вас и принял в Свои любящие объятия.
Итак, первое различие между Адамом и Христом заключается в том, что они даровали нам различный статус перед Богом: Адам сделал нас виновными перед Богом, а Христос – сделал нас праведными перед Богом.
ПЕРЕХ: Но этот текст открывает нам еще одно различие между поступком Адама и Христа …
II. Различие в природе: через одного передалась греховная природа, через Другого – праведная природа (ст. 19)
19-й стих расширяет и уточняет значение 18-го стиха. И если в 18-м стихе речь больше шла о нашем статусе перед Богом, то теперь в 19-м ст. речь идет о нашей природе. И в этом основное различие между поступком Адама и поступком Христа.
a. Павел начинает это сравнение снова с Адама. Он пишет: «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными,…»
Ключевое слово здесь «сделались» (κατεστάθησαν). Оно передает значение сделать, или назначить (BDAG, 492–493.). Хотя среди толкователей и существует спор относительно того, здесь речь идет о статусе человека или о природе, тем не менее, очень удачно это разрешается выводом, который делает Томас Шрайнер:
«Даже тогда, когда глагол καθίστημι означает «назначить», он «никогда не означает суждение или соображение, которое не соответствует фактическому состоянию вовлеченных лиц». Те, кто находятся в Адаме и во Христе, на самом деле становятся грешниками и праведниками, соответственно. Это убедительное доказательство того, что праведность, о которой говорит Павел, хотя и судебная, тем не менее, не может быть ограничена везде только судебными категориями» (Thomas R. Schreiner, Romans, vol. 6, Baker Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Baker Books, 1998), 287–288.)
Таким образом, непослушание [παρακοή] Адама привело к тому, что его потомки получили не только статус грешников перед Богом, но и сделались «грешными» [ἁμαρτωλοὶ] по своей природе.
Грех нанес нашей природе непоправимый ущерб, в результате которого все части нашей человеческой природы испытали на себе его разрушительное влияние. Наша душа подверглась серьезной деформации. Это сказалось на том, что наш разум «помрачен», воля в рабстве, чувства искажены.
Роберт Шо пишет:
«[наши прародители] «отпали от своей превоначальной праведности» и стали полностью испорченными во всех способностях души и членах тела. Разум, бывший некогда светильником, теперь был объят тьмой. Воля, некогда верная Богу и ведомая Его волею, теперь стала превратной и бунтарской. Чувства, первоначально чистые и правильные, теперь стали порочными и беспорядочными. Тело также было испорчено, и его члены стали орудием неправедности ко греху» (Толкование Вестминстерского Исповедания Веры, 152).
И теперь все это должно быть исправлено, или, если выражаться языком авто-механника, должно быть отремонтировано.
Поэтому, мы должны понимать, что спасение – это не просто избавление грешника от вечного наказания в геенне огненной. Спасение – это также восстановление нашей падшей природы. Шаг за шагом, день за днем, Бог по Своей благодати совершает неустанный труд над нашим сердцем, постепенно преображая нас в образ Христов.
b. Но это восстановление происходит через «послушание одного» Человека – Иисуса Христа. Ап. Павел пишет: «так и послушанием одного сделаются праведными многие».
Под послушанием подразумевается прежде всего Жертвенный подвиг Христа на кресте. Когда Господь добровольно пошел на крест, Он подтвердил Свое полное послушание Небесному Отцу.
Однако, вся жизнь Христа была полным послушанием Своему Небесному Отцу. Это послушание началось с момента воплощения.
• Евр. 10:5-7: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. 7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.»
• В Филип. 2:8 сказано, что Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
• Иоанна 4:34: «…Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его»;
• Иоанна 5:30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца»
• Иоанна 6:38: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца»
Все эти тексты говорят о том, что послушание Христа как совершенного Человека Своему небесному Отцу принесло спасительную праведность многим людям.
Применение
• Мы должны понимать, что когда человек обращается к Богу и верит в Иисуса Христа, то он не только объявляется праведным по своему положению перед Богом (меняется его статус), но и действительно силою Духа Святого и по Божьей благодати делается праведным по своему характеру и поступкам (меняется его природа).
• Мы получаем не только внешнюю праведность Христа, которая сама по себе совершенная, но мы обретаем и внутреннюю праведность, которая со временем возрастает и приносит плод Святого Духа.
III. Различие в побуждающей силе: через Закон усиливается грех к смерти, через благодать усиливается праведность к вечной жизни (ст. 20-21)
Третье различие касается побуждающей силы. И этими силами являются Закон и Благодать. По сути дела, Адам стал виновником появления Закона. Ибо когда нет греха не нужен и закон, который разоблачает грех. Но поскольку Адам совершил грех, он стал косвенной причиной для того, чтобы пришел Закон в мир. А Христос стал причиной явления Божьей благодати.
a. Закон
Термин «Закон» в послании встречается 74 раза в различных сочетаниях: «[закон] дел», «закон веры» (3:27), «закон замужества» (7:2), «закон Божий» (7:25; 8:7),
«иной закон» (7:23), «закон ума» (7:23), «закон греха» (7:23), «закон духа жизни» (8:2), «закон праведности» (9:31). И это разные законы, о которых будем говорить позже.
Чтобы не распылятся, коротко отметим, что в Рим. 5:20 речь идет о Божьем Законе, данном Израилю через Моисея. Именно Божий закон открывает Божий характер и Его святую природу. Чтобы ни у кого не возникло вопросов относительно сущности Закона ап. Павел в 7-й главе напишет, что «закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (7:12). Но вся проблема заключается в нас. Мы делаем грех, не потому что закон плох, или зол, но потому что наша природа падшая и злая, и когда она вступает во взаимодействие с Божьим законом, становится крайне грешной.
Ап. Павел указывает на цель закона: «Закон пришел, чтобы (ἵνα) умножилось преступление» (букв. перевод). Важно заметить, что у Закона были и другие цели. Например, в Рим. 7:10 сказано, что Закон был дан для жизни. А в Гал. 3:24 говорится о том, что Закон был детоводителем ко Христу.
Здесь же (5:20) сказано, что Закон пришел, чтобы умножилось преступление. Дословно: «Закон же проник, чтобы умножилось преступление». Как это понять?
Прежде всего, важно сказать то, что Закон никогда не был средством спасения. В послании к Гал. 2:21 написано: «если Законом оправдание, то Христос напрасно умер». Итак, Закон никогда не предназначался для искупления от грехов, его целью не было даровать грешнику оправдание, и уж тем более Закон не может дать вечную жизнь.
Следующие тексты помогают нам понять в чем суть Закона:
• 3:20: «Потому что делами Закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо Законом познается грех» - то есть, ап. Павел учит, что Закон не способен даровать оправдание, но Закон дает человеку более глубокое понимание что такое грех.
• 4:15: «Ибо Закон производит гнев, потому что где нет Закона, нет и преступления»
• 7:5: «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, действовали через Закон в членах наших, чтобы приносить плод смерти»
• 7:13: «Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди».
Поэтому, фразу «закон проник, чтобы умножилось преступление» следует понимать так: закон сделал существующий грех еще и преступлением. Ведь ап. Павел пишет в Рим. 4:15: «…потому что где нет закона, нет и преступления». Но когда появляется закон, тогда грех, который ты делал раннее, становится еще и нарушением Божьего запрета, превращаясь в преступление. С другой же стороны, мы должны согласиться, что закон, в определенной мере провоцирует нашу греховную природу. Потому что всегда, где есть запрет, ограничивающий нашу «свободу», мы хотим его нарушить. Такова сущность нашей природы.
Джон МакАртур пишет:
«Закон определяет конкретные преступления, чтобы можно было легче увидеть их греховность, и таким образом способствует тому, чтобы люди легче осознавали себя как грешников. По этой причине закон также имеет силу побуждать людей к неправедности, не потому что закон зол, но потому что люди злы. Человек, который читает в парке объявление, запрещающее срывать цветы, а затем рвет их, проявляет свой естественный инстинктивный бунт, направленный против властей. Это абсолютно нормальное объявление; то, о чем в нем идет речь, абсолютно законно и правильно. Но поскольку оно налагает ограничение на свободу людей поступать так, как им хочется, оно вызывает возмущение и побуждает некоторых людей поступать так, как в иной ситуации им даже не пришло бы в голову»
Применение
• Итак, закон – это та сила, которая открывает грех и превращает его в преступление. Потому что, где нет закона, нет и преступления. Так как преступление есть нарушение Божьего запрета.
• Во-вторых, закон провоцирует грех. Сам по себе закон свят, праведен и добр, но вся проблема наша в том, что грех берет заповедь и с помощью ее усиливает себя. То есть, толкает нас на преступление.
b. Благодать
Если Адам стал косвенной причиной прихода Закона, то Христос стал Источником благодати. Мы читаем: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».
Грех умножился, когда пришел Закон. Мы говорили с вами, что Закон не только не дает человеку праведности, но также не дает и силы жить праведно. Закон открывает нам высокие стандарты Божьей праведности, он призывает к праведности, но не дает нам силы жить праведно. Ап. Павел ранее говорил, что нет ни одного человека, который мог бы исполнить Закон. Как язычники, так и иудеи нарушили Божий Закон и стали виновными перед Богом.
И это было серьезным ударом по еврейскому сознанию и самолюбию. Евреи считали, что Закона достаточно, чтобы спастись от греха. Они хвалились Законом, но преступлением этого же Закона бесчестили Бога (Рим. 2:23).
Закон приводил к умножению греха, а увеличение греха приводило к тому, что «царствовала смерть». Потому что, чем больше греха, тем больше смерти.
Но через Христа была излита благодать. Ап. Иоанн пишет: «Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Бог не оставил нас в наших немощах и грехах, но даровал нам избавление, излив на нас Свою благодать.
Слово «преизобиловать» [ὑπερεπερίσσευσεν] означает «быть в большом избытке», или «больше, чем много» (BDAG, 1034; Louw and Nida, 598). Ап. Павел свидетельствует о том, как богатство Божьей благодати было явлено в его жизни: «Благодать же Господа нашего [Иисуса Христа] открылась [ὑπερεπλεόνασεν] во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе» (1Тим. 1:14). Для Павла обилие благодати было выражено в том, что он получил спасение [«Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»] (ст. 15) и был определен на служение апостола [«Он признал меня верным, определив на служение»] (ст. 12). Раньше он был гонитель и обидчик, но теперь помилован (ст. 13).
Другими словами, Павел до того, как Господь призвал его ко спасению сотворил огромное количество грехов. Он ненавидел Христа, он преследовал церковь Божью, он арестовывал христиан и вел их на суд. И это все были крайне мерзкие вещи в Божьих глазах, за которые Павел заслуживал вечного осуждения в аду. Но Бог его помиловал. Это значит, что того огромного множества грехов, которые сделал Савл не достаточно, чтобы заглушить обилие Божьей благодати, которая была вылита на Савла.
Благодати всегда должно быть больше, чем греха, иначе не будет полноты спасения и полноты победы над грехом. Равная мера благодати дает равную меру покрытия грехов. Но Павел говорит, что благодати дано в преизобилии, то есть, несравненно больше, чем сделанных грехов. Благодати достаточно, чтобы покрыть не только все грехи: прошлые, настоящие и будущие, но также и даровать нам статус невиновных детей Божьих, статус сонаследников Христа, и блаженство вечной жизни. Задумайтесь только об этом!!!
Далее ап. Павел поясняет, для чего была дана в преизбытке благодать: «дабы … и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». Смерть Христа на кресте и Его воскресение даровали нам победу над грехом и смертью. И теперь чего не мог даровать Закон, дарует благодать. Ап. Павел в этом стихе главный акцент делает на том, что благодать через праведность приводит к вечной жизни в будущем. Однако, это не наша праведность, которая зарабатывается добрыми делами, или соблюдением Закона, – это праведность Христа, и Его послушание.
Однако, благодать не только приводит к вечной жизни в будущем, но также дает и победу над грехом сегодня: «Грех не будет над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14).
Джон Стотт:
«Ничто другое не способно лучше передать благодарность пребывания во Христе, чем сочетание слов «царствование благодати», поскольку благодать прощает грех через крест и благословляет грешника праведностью и вечной жизнью. Благодать удовлетворяет страждущую душу и насыщает голодных. Благодать освящает грешников, формируя в них подобие образу Христа. Благодать проводит свою упорную работу даже с непокорными, приводя к завершению начатое ею. И наступит день, когда она уничтожит смерть и
окончательно утвердит свое царство. Так что, если мы убеждены, что «царствует благодать», мы будем помнить, что Божий трон – это «трон благодати», и смело приступим к нему, чтобы получить благодать для помощи в любой нужде (Евр. 4:16).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Различие в статусе: через одного – всем наказание, через Другого – всем праведность (ст. 18)
• Различие в природе: через одного передалась греховная природа, через Другого – праведная природа (ст. 19)
• Различие в побуждающей силе: через Закон усиливается грех к смерти, через благодать усиливается праведность к вечной жизни (ст. 20-21)
Проповедник
Preacher photo

Магистр пасторского служения, пастор церкви.

Проповеди